Создание терминального сервера тонких клиентов на GNU/Linux Ubuntu


Актуальность

Не секрет, что сейчас во многих школах, которым в 1990-х – начале 2000-х годов посчастливилось приобрести оборудование для компьютерных классов, скопилось приличное количество морально и физически устаревших компьютеров. При нынешнем более,чем скудном финансировании образования приобретение школами нового оборудования проблематично. Программное обеспечение, которое можно запустить на подобного рода технике уже далеко от требований и реалий сегодняшнего дня, а значит полноценное их использование в учебном процессе становится очень проблематичным, если вообще возможным. Но, приложив некоторые усилия, можно за пару дней вдохнуть в эти железки вторую жизнь, и на экране монитора компьютера с процессором Pentium 133, увидеть KDE или GNOME последней сборки вместе с OpenOffice.org или Windows с последним офисом, слушать на таких системах музыку и смотреть фильмы. Те же школы, которые все-таки могут позволить себе покупку нового оборудования для компьютерных классов, также вынуждены считать каждую копейку, а значит нередко вынуждены закупать оборудования, которое устареет через несколько лет и потребует (если это вообще окажется возможным) серьезного и дорогостоящего апгрейда. На это еще накладывается насущная необходимость экономить электроэнергию, соблюдать множество требований по санитарно-гигиеническим нормам и еще множество незначительных, казалось бы, но обязательных для исполнения требований, которые подчас складываются в одну большую трудноразрешимую проблему.

Отдельной проблемой отмечу то, что все это хозяйство кто-то должен обслуживать, следить за его техническим состоянием и состоянием программного обеспечения, однако загруженность учителя информатики колоссальна, ведь на нем лежит огромное множество обязанностей кроме преподавания, да и обязанности эти подчас добровольно-принудительные, то есть оплате или другим формам поощрения не подлежат «мудрым» решением школьной администрации. И тогда редкие школы, в которых сохранена должность лаборанта кабинета информатики, воспринимаются как необыкновенные счастливицы.

Но и из этих проблем есть достойный выход. Один из них — использование бездисковых терминалов. Причем, такого рода решение хотелось бы предложить не только с целью продлить жизнь старым компьютерам, несколько разгрузить учителя информатики от функций, не связанных с преподаванием, но и при закупке нового оборудования было бы полезным рассмотреть вариант приобретения терминальных классов, так как суммарная стоимость одного мощного сервера, установленного где-нибудь в лаборантской или прямо в классе со множеством маломощных тонких клиентов обойдется заметно дешевле, чем покупка такого же количества персональных компьютеров. Надо еще учесть тот факт, что компьютер без жесткого диска или тонкий клиент потребляют заметно меньше электроэнергии. А тонкие клиенты (кстати, выпускаемые и российской промышленностью) еще и не имеют активного охлаждения, а значит не иссушают воздух в классе и не повышают его температуру, да еще и не шумят, что не может не быть аргументом при общении с проверяющими органами. Обслуживания также требует только один компьютер — сервер, хотя и более квалифицированного, чем персональные рабочие станции, но, тем не менее, менее затратного по времени.

Особенности: плюсы и минусы терминальных решений

Как у любого решения, и у решения использовать клиент-серверные технологии есть свои достоинства и недостатки. Сначала о недостатках.

Вся работа приложений при использовании терминального решения выполняется на сервере (терминал — это, своего рода, окно, позволяющее видеть, что происходит на удаленном компьютере и выполнять примитивные операции по управлению ими с помощью клавиатуры и мыши), следовательно к нему должны быть предъявлены повышенные требования по производительности — сервер должен быть производительным мощным компьютером, ресурсов которого должно хватать для работы его самого и для работы еще и каждого из тонких клиентов. Обычно минимальные требования к серверу рассчитываются по формуле: 256 МБ для работы сервера + по 60-100 МБ для работы каждого тонкого клиента. Дискового пространства жесткого диска должно хватать для хранения информации, наработанной каждым пользователем. Так для класса из 10 терминалов нужен жесткий диск не менее 250 ГБ. Сам сервер должен быть собран из достаточно надежных комплектующих, ведь в случае выхода его из строя неработоспособным окажется целый класс, а то и несколько классов, если для них используется один сервер. Обязательно подключение сервера через блок бесперебойного питания, чтобы неполадки электрической сети не вывели его из строя. Все это ведет к тому. Что в качестве сервера следует использовать довольно дорогостоящий компьютер, собранный из качественных комплектующих с недешевым дополнительным оборудованием.

Так как вся информация хранится на едином носителе, актуальной становится проблема регулярного резервного копирования. Особенно, если терминальный сервер используется не только для работы учеников, но и для работы учителей и школьной администрации. Да и сама локальная сеть должна быть очень надежной и работать без сбоев, так как тонкие клиенты полностью зависят от сервера и без него работать вообще не могут.

Теперь, о плюсах.

Все ученики работают на одном компьютере, а административными правами такого компьютера обладает учитель. Устанавливать и удалять программное обеспечение, выполнять настройки системы имеет право только он. Причем делать это нужно только один раз – на сервере, а не повторять однотипные и отнимающие довольно много времени операции на каждом персональном компьютере. Учитель, кроме того, может видеть и контролировать работу каждого ученика, не вставая со своего рабочего места, и не по сети, как при использовании Radmin или VNC, а на локальном жестком диске. Он может в любой момент вмешаться в работу любого из учеников и даже отключить или заблокировать акаунт нерадивого ученика, который вместо выполнения задания решил заглянуть в Интернет, или же оказать помощь ученику, зашедшему при выполнении задания в тупик.

Еще одна возможность как учителю мне кажется существенной — при должной настройке групповой политики безопасности и прав пользователей (а Linux, будучи истинно многопользовательской и многозадачной Unix-подобной системой, позволяет данного рода настройки выполнить очень гибко и надежно) можно каждому ученику, а также и учителю, если на то есть спрос, создать персональное виртуальное рабочее место, не привязанное к конкретному физическому. Это позволит работать и ученикам, и учителям и во внеурочное время, в том числе и из другого кабинета или, например, библиотеки, а то и прямо из своего предметного кабинета, где однажды родители подарили старенький допотопный компьютер. Да и грамотно настроенная политика безопасности и прав пользователей решит проблему списывания учениками друг у друга и проблему сохранности документации, с которой работают учителя.

Компьютеры без жестких дисков потребляют меньше электроэнергии и меньше шумят, а при использовании тонких клиентов промышленного производства, не имеющих активного охлаждения, отсутствует вредно влияющее на здоровье иссушение и запыление воздуха. Ненужность активного охлаждения для тонких клиентов ведет к еще большему снижению расходов электроэнергии. Она становится сравнимой с энергопотреблением обыкновенного бухгалтерского калькулятора.

Приобретение оборудования для компьютерного класса по финансовым затратам потребует только покупки сервера, отвечающего вышеописанным требованиям, что, скорее всего, окажется заметно дешевле, чем выполнить апгрейд старых компьютеров (если он вообще окажется возможным), не говоря о покупке новых персональных компьютеров на каждое рабочее место. Покупка класса, состоящего из сервера и тонких клиентов также обойдется дешевле, чем приобретение класса персональных компьютеров, так как тонкий клиент стоит заметно дешевле персонального компьютера, отвечающего современным, пусть даже минимальным требованиям.

Несмотря на то, что бездисковый терминал работает от сервера, на котором ведется вся работа по обработке информации, к каждому из них может быть подключен принтер, веб-камера, микрофон, звуковые колонки или наушники, приводы для работы с CD- и DVD-носителями или floppy-дисками, подключаемые через USB, или работать со встроенными штатными приводами, если речь идет об использовании устаревших компьютеров. Однако, к бездисковым терминалам нельзя подключать сканеры и интерактивные доски (надеюсь, что пока).




Скачать презентацию об LTSP   в формате OpenOffice.org Презентации  и   в формате MS PowerPoint

Скачать статью о серверах LTSP:  ltsp.doc

Hosted by uCoz